Достаточно часто, при подготовке фотографии к публикации мы сталкиваемся с ситуацией, когда собственная фотография вызывает разочарование в возможностях цифрокомпакта. Вроде бы и откадривано как нужно, уровни-кривые исправлены, баланс белого подходящий, сюжет есть, а фото чем-то раздражает. Особенно сильно меня огорчали анаглифы; их смотрят в цветных очках, которые частично работают как очки от солнца, тем самым уменьшая различимость деталей в тенях изображения на мониторе. Кто виноват? И, главное, что делать?

Я для себя нашёл «недорогой» способ сделать фото поаппетитнее – добавляю специю, рецептом которой и поделюсь с вами.

Только я вас прошу, умоляю, заклинаю всеми святыми, которых вы только знаете – не обзывайте этот метод, если будете им пользоваться, псевдоHDR или, боже упаси HDR !!! Кошерный HDR делается брекетингом экспозиции. Даже вытягивание теней и светов из одного RAW не есть хорошо. Тем более преступно называть этим досточтимым сокращением ту процедуру, о которой я буду писать. Ещё раз говорю – не упоминайте HDR всуе. Договорились? Хотите поучиться на хороших примерах, сходите в сообщество HDR не в первый раз. Хотите взглянуть на то, к чему могут привести PR-статьи о HDR в разных фотожурналах – вам в HDR – фото. Не исключено, что это я запустил в обращение идиотский термин псевдоHDR, в чём глубоко и искренне раскаиваюсь. Это просто один из многих (и не самый умный заметьте!) методов улучшайзинга JPG-а.

Полагаю, что ваш уровень владения ФотоШопом высок, и как править кривые, а так же подрезать гистограмму вы давно знаете. Если цифровую камеру и компьютер вы купили в прошлые выходные, то могу вам порекомендовать прочитать статью «Как работать с уровнями в Adobe Photoshop», я сам учился на ней.

Итак. Даю картинку (фото 0), на которой буду иллюстрировать методику. Банковский мостик в Питере. Самые красивые, с моей точки зрения, грифоны этого замечательного города. Получился такой вот тёмный кадр. Исправление гистограммы автоматом мало что изменяет, даже становится немного темнее. Тоже самое происходит при использовании автомата для кривых.

Тогда мы делаем следующее… На кривой [CTRL+M] хватаем среднюю точку и тянем её вверх влево до значений ввод: 100, вывод: 150. Все действия в ФотоШопе описаны на примере версии 6.0 Да, я в курсе того, что недавно появился Photoshop CS3. Однако, я лично знаком с человеком, который пользуется версией 3.0 (это та, которая ещё младше чем 6.0) Ну не нужна моему коллеге возможность работы со слоями, и он прекрасно без них обходится. Это я к тому, что маркетинговая гонка нас в итоге погубит – природу угробим в погоне за излишествами. Однако, я отвлёкся…


 

Можно нажать на вкладке кривой [CTRL+M] кнопку «загрузка…» и использовать файл curves_plus.acv , который я для вас приготовил. Сохраняем файл с осветлённым мостиком в формате TIFF. Даём ему окончание имени _+1. Затем возвращаемся к исходному изображению и записываем его с окончанием _+0 (тоже в тиффе). Потом загружаем кривую curves_minus.acv – снимок станет темнее. Этот вариант будет _-1. Теперь мы имеем три разных по яркости кадра, которые пройдут обработку в Photomatix 2.23 Я пользовался этой прогой, когда вышла версия 2.31 Мне новинка не понравилась – скользкая, как кусок мыла в душе. Я её снёс и вернулся к 2.23, на которой и буду строить объяснение.

В программе Photomatix (дальше по тексту РМ) в окне Quick Start нажимаем Close . Появится окно проги. Мы жмём в меню HDRI> Generate HDR [CTRL+G]. Выбираем загрузку всех ранее сохранённых тиффов. Их имена появятся в списке загрузки. Жмём ОК и в появившемся окне Exposure Values for generation HDR image проверяем чтобы цифры в окошках справа от фотопревьюшек совпадали с окончаниями, которые мы дали именам файлов (например, рядом с превьюшкой файла _+1 стояла единица). Если надо исправляем цифры в окошках. Нажимаем ОК. Можно оставить точку выбора на позиции Use standard response … и нажимаем ОК ещё раз. Пойдёт процесс генерации суммарного изображения и пусть его вид вас не пугает – ещё не вечер. Закройте окошечко HDR Viewer . В меню проги выбираем HDRI> Tone mapping. После этого процесса мы сможем лицезреть болванку нашей, в будущем солёненькой, фотографии (фото 1). Внизу слева, на блоке Preview size , поставьте точку в 1024.

Теперь уберите свои руки с клавиатуры и мышки, сложите их вместе, как за партой в первом классе, внимательно и вдумчиво посмотрите на полученную болванку… Так жутко фотография выглядеть не должна! Запомните это, а ещё лучше наклейте стикер на монитор со словами «Движки по умолчанию – не наш метод !!!». Обратите внимание на провод с подвешенным плафоном. Справа, у дома, от него спускается другой провод. Правее от него кусок неба более светлый, чем слева. Это баг алгоритма РМатикса, который часто проявляется. Это надо будет потом поправить в ФотоШопе.

В блоке Settings есть кнопка Save … Запишите профиль установки движков по умолчанию под именем def_grifon.xmp , чтобы потом можно было быстро вернуться к этому варианту изображения. Нам это понадобится для сравнения его с окончательным вариантом. Подвиньте White Clip вправо до значения 2,53% Гистограмма станет ниже и немного сдвинется вправо. Black Clip придадим значение 0,075% Фотография станет заметно контрастнее и симпатичнее. Вам придётся развивать собственное чувство прекрасного. Вся хитрость освоения метода в том, чтобы понемногу сдвигать ползунки добиваясь видимого улучшения изображения. Если стало хуже двигаем назад как было.

Переходим к движку Strength. Обратите внимание на дом у правой кромки фотографии. Стена на уровне третьего этажа темнее, чем на первом. Так в жизни, как правило, не бывает. Обыкновенно, первый этаж грязнее третьего. Подобные ляпы с головой выдают неофитов от HDR. Сдвигаем Strength сразу до значения 25% Стало светлее и пропала «кислотность» оттенков фотки, которая так нравится первопроходцам HDR (сам таким был). Color Saturation двинем на 64%, а Luminosity на минус 4. Microcontrast установим в положение Medium.

Что-то мне не нравится белая точка. Давайте сдвинем её вправо (White Clip на 3,725%). Сохраним этот вариант комбинации движков ( Settings Save … под именем new_grifon.xmp ) и загрузим вариант def_grifon.xmp Как говорится, почувствуйте разницу (фото 2). Учтите, что данный профиль подходит к данной, совершенно конкретной фотографии. Для другой фотки могут понадобиться совсем другие положения движков. Сохраняйте в одной папке все созданные профили и в будущем сможете подбирать их как одежду в магазине – вдруг подойдёт размерчик. Верните профиль new_grifon.xmp

Мы с вами получили ещё не окончательный вариант вкусной фотографии. Нужно будет ещё немного приглушить сочность цветов. Движок Color Saturation в РМ завязан на яркости, поэтому можно фотографию делать пересоченной и уже затем нормализовать в ФотоШопе. Конвертируйте выходной файл (кнопка ОК вверху). Получим маппингированный вариант нашей исходной фотографии мостика, который запишем в виде BMP-файла для последующей чистовой обработки ( [CTRL+S], имя: grifon_01.bmp). В ACDSee можно увидеть как отличается первоначальный вариант Банковского мостика от прошедшего обработку в РМ.

Теперь загрузите grifon_01.bmp в ФотоШоп и уменьшите насыщенность на 16 пунктов [CTRL+U]. Золочёные крылья грифонов перестали быть такого мурзилочного окраса, вся цветовая картина выглядит натуральнее. Это будет файл grifon _02.bmp (фото 3). Обратите внимание на фактуру гранитных блоков набережной справа внизу. Для этого увеличьте фотку до 100%. Виден очень сильный цифровой шум, который является результатом обработки в РМ. Теперь вам понятно, что это никакое не HDR . Ибо оно призвано помочь получить фотографию с минимальнейшими шумами, это одна из целей техники настоящего HDR . А нашу порнографию будем чистить в Neat Image (далее НИ). Программка весёлая, ею пользуются очень многие любители фотографии.

Лениво мне адаптировать кусок другой статьи, где я писал про работу с НИ и вставлять его сюда поэтому отправляю вас читать главу «Вылизываем фотку» моей «Азбуки стереофотера», в которой описана чистка фоток от шума. Только в нашем случае нужно будет зайти на вкладку Noise Filter Setting и нажать Preview. Фотография после шумодава приобрела более пристойный вид. Запишем её как grifon_03_filtered.jpg (фото 4). Можете сравнить её с шумной.

Важная характеристика изящной обработки фоток – редактирование должно быть незаметным. Никто не должен заподозрить фотошопления и матиксинга – ТАК МОЙ АППАРАТ СНЯЛ! И никаких гвоздей!

Напоследок привожу стерео вариант этой фотки (фото 5). Именно для анаглифа метод и был разработан. Смотрите в красно-синих очках и вы увидите многоплановую фотографию. Такое можно снять только двумя аппартами (у меня два Nikon coolpix 4600).

Удачных вам ракурсов, живучих аккумуляторов, безразмерной флэшки и хорошей погоды!


Возврат

© necster. Март 2007.